четверг, 7 июня 2018 г.


Методика проведения самостоятельных исследований.
Подготовка
Нам вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований. Их количество должно равняться (либо превышать) количеству людей в группе. Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого. Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В эти кармашки нужно вкладывать свои пиктографические записки. На них, как и в ходе тренировочного занятия, будет фиксироваться собираемая информация. Для того чтобы эти записки делать, каждый участник должен получить неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку (карандаш или фломастеры).
Проведение занятия
На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый участник в ходе тренировочных занятий познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по комнате. Это надо сразу учесть.
Выбор темы. Начинается организованная образовательная деятельность так же: выбираем тему исследования. Карточки с изображениями «тем» будущих исследований раскладываем на невысоком столике (или на ковре). И каждый участник выбирает то, что хочет. Но вместе с тем эту игровую технологию можно использовать на самых разных тем. В этом случае заготовленные вами заранее карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем. Выбрав тему, каждый участник получает специальную «папку исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования в данном случае проговаривать необязательно. Этот план у нас изложен и уже зафиксирован на кармашках нашей папки.
.Сбор материала. Вооружившись всем необходимым, каждый участник начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача — собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время, в рамках одной образовательной деятельности. Каждый участник работает самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Во время сбора материала каждый участник работает над своей темой, делает это в своем темпе, перемещается по группе так, как ему хочется. Это вносит элемент необычности в процесс работы, но никаких непреодолимых сложностей обычно не возникает. Взрослому, для того чтобы действовать эффективно и успешно, надо помнить несложные правила.
Правила сопровождения детского исследования
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
3.Не сдерживайте инициативы детей.
4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
5.Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6.Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а)прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
б)формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в)анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Доклады. Как только подготовлены первые сообщения, прослушиваются докладов. Заслушать все доклады на одном занятии обычно не удается. Поэтому часть можно прослушать индивидуально — пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два-три доклада. Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик. Предоставляем исследователю слово. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Список литературы:
1. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.
2. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника / Л. Харитонова // Дошкольное воспитание. -2001 г. - № 7.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как добиться от ребенка лучших результатов. Иногда кажется, будто у ребенка раздвоение личности. В детском саду он собирает игрушки,...