понедельник, 2 апреля 2018 г.


Схемы для составления описательных рассказов детьми 

ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ
  1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
  2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
  3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
  4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
  5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
  6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми  разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж , ремонтировать и т.д.) 

ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ

1.      Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
2.      Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
3.      Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
4.      Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
5.      Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).
6.      Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой  посудой (варить в ней  компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т.д.)

ОПИСАНИЕ  И СРАВНЕНИЕ

ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ
1.      Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.
2.      Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.
3.      Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).
4.      Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.
5.      Место произрастания.  Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:
растет в саду или в огороде.
6.      Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,
     ложка  и нож. В предварительной работе уточняется,  какие овощи и
     фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.



ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ

  1. Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и.т.д.)
  2. Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями,  из которых шьется одежда.
  3. Части одежды.  Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга.  Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т.д.)
  4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).
  5. Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.
  6. Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают,  как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т.д.)





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как добиться от ребенка лучших результатов. Иногда кажется, будто у ребенка раздвоение личности. В детском саду он собирает игрушки,...