Схемы для составления описательных рассказов детьми
ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ
- Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
- Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
- Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
- Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
- Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
- Действия с
игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку
манипуляции с игрушками могут быть самыми
разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям
использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей
( например, машину можно катать,
привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж , ремонтировать и т.д.)
ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ
1.
Цвет.
Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
2.
Форма. В
квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
3.
Величина.
Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
4.
Материал. На
окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно
металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
5.
Части посуды.
Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от
друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка,
носик).
6.
Действия с
посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с
этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду,
мыть ее и т.д.)
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ
ОВОЩЕЙ
И ФРУКТОВ
1.
Цвет. В
квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям
объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.
2.
Форма.
Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.
3.
Величина. Изображены
2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть
длинными, крупными, мелкими).
4.
Вкус.
Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают
вспомнить вкус описываемого предмета.
5.
Место произрастания. Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:
растет в саду
или в огороде.
6.
Как употреблять
в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,
ложка
и нож. В предварительной работе уточняется, какие овощи и
фрукты можно есть сырыми, какие варят,
жарят, консервируют.
ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ
- Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и.т.д.)
- Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями, из которых шьется одежда.
- Части одежды. Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга. Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т.д.)
- Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).
- Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.
- Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают, как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т.д.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий