понедельник, 29 января 2018 г.


Личность педагога в образовательной среде

Одно из наиболее острых противоречий в современном дошкольном образовании заключается в несоответствии высоких требований потребителей образовательных услуг к фактическому состоянию образовательного процесса. Основ­ная причина этого - сложные социально-экономические условия, приводящие к возникновению таких негативных факторов, как низкая материальная обеспеченность, недо­статок квалифицированных специалистов, неготовность пе­дагогов и руководителей ДОУ к инновационной деятельно­сти. В таких условиях основой обеспечения качества дошколь­ного образования может служить внутренняя образователь­ная среда дошкольного учреждения, обладающая способ­ностью содействовать влиянию положительных факторов, обеспечивая, таким образом, повышение качества дошколь­ного образования.
Любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на протекание в ней жизнедеятельности человека, так как представляет собой совокупность материальных средств, духовных ценностей, межличностных отношений. Вместе с тем она является продуктом деятельности чело­века и поддается целенаправленному формированию. Сле­довательно, образовательная среда дошкольного учрежде­ния - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДУ.
Образовательная среда в ДОУ состоит из компонентов:
- взаимодействие участников педагогического процесса,
- предметная среда,
- освоение содержания дошкольного образования.
Каждый из названных компо­нентов обладает различными свой­ствами, которые в образовательном процессе получают конкретное выражение и определяют влияние среды на формирование качества образования. Компоненты и их свойства, спо­собствующие повышению качества образования, отражены в модели образовательной среды дошкольно­го учреждения.
Механизм саморазвития личности
 в творческой образовательной среде.
Непосредственное влияние среды начинается уже с раннего детства. С каждым годом ребёнок меняется, узнает много нового, обогащает свой опыт и накапливает знания об окружающем мире. Развитие ребенка, его поведение, воспитание, приобретение общественных и интеллектуальных навыков – сложный физиологический  и психологический процесс. В дошкольный период ребенок проходит самый интенсивный путь физического и духовного развития. Из существа, неспособного ни говорить, ни целесообразно действовать, он к концу дошкольного периода превращается в человека со сложным внутренним миром, определенным запасом знаний. В общем процессе развития ребенка окружающая среда не только определяет условия его существования, но и составляет основу формирования потребностей. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, то есть та среда, которую он воспринимает в определенный момент развития. Сначала это пространство крайне ограничено: дом, в котором живет ребенок, квартира, игрушки. Затем оно расширяется и включает в себя улицу или двор, ясли, детский сад, город и т.д. Процесс развития ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, рассматриваются как единая система «процесс – среда», элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, в каком окружении он растет – монотонном, однообразном, стандартном или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся. Создание условий для проявления активности ребенка – первостепенная задача взрослых. Основополагающим моментом является способность педагога устанавливать субъект – субъектное взаимодействие с воспитанниками. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Как отмечает В.В. Рубцов, на развитие личности в социальной среде большое влияние оказывают сложившиеся в ней межчеловече­ские отношения: взаимная терпи­мость и сотрудничество или прево­сходство и эксплуатация, подавле­ние и подчинение или же забота и поддержка. В развитии и образова­нии ребенка-дошкольника особую роль играет его общение с окружа­ющими взрослыми и детьми. При этом очень велико значение лично­стных и профессиональных качеств педагога, направленность его сти­ля общения на сохранение индиви­дуальных особенностей и своеобра­зия личности, развитие способно­стей и удовлетворение образова­тельных потребностей каждого ре­бенка.
Личность педагога.
Педагогу принадлежит ключевая роль в организации творческой образовательной среды для развития детей. Его деятельность предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями:
- гностические – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья, педагогический опыт других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
- конструктивные – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей  с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов, сценариев, праздника, досуга.
- коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией ДУ.
-  организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Что кому поручить, к чему привлечь родителей и т.д.
- специальные умения – петь, танцевать, читать стихи, вязать, мастерить игрушки, инсценировать кукольный театр.
Такой педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников, родителей и администрации.
Воспитатель – творческая профессия.
Предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности. В детском учреждении, где созданы необходимые условия для развития, дети не слоняются без дела, не страдают от отсутствия впечатлений, стремятся к содержательному деловому и личностному общению со сверстниками и взрослыми. Проблемность предметной ситуации деятельности порождает  у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Можно с уверенностью утверждать, что легче всего установить необходимый баланс между занятиями, самодельной игрой и творческими видами продуктивной деятельности детей именно в том детском саду, где создана развивающая предметная среда, и педагогический коллектив активно ее использует вместе с детьми.
Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно – ориентированной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживаются положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач – доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности;  знания, умения, навыки  рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения – понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
         Основным качеством творческого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Педагогу следует активно использовать разнообразные методы и приемы, например, для привлечения внимания:
- дети живут в мире образов, очень любят разные превращения. Если вам нужно создать тишину, можно превратить детей в «рыбок», «бабочек», «цветы», «камни». Придумайте для этого необычные слова – заклинания.
- используйте элементы театрализации (куклы – перчатки, бибабо, пальчиковый театр). Прием ведения диалога с игрушкой (герой может ответить неправильно, уточнить у детей).
- элемент неожиданности (позвонить в колокольчик, заиграть на дудочке, включить говорящую игрушку, начать надувать воздушный шар, пальчиковую гимнастику, «сматывать в клубочек» гласные, пока хватит дыхания, дыхательные упражнения.
- можно завести себе помощника в виде игрушки, персонажа, предмета, с которым будете советоваться, как поступить.
Советы педагогу
1.      Любите и уважайте маленького человека так же, как и взрослого.
2.      Воспитывайте в себе чувство удовольствия от работы с детьми.
3.      Пополняйте свой «багаж знаний» интересными историями, сказками, занятными фактами из жизни животного мира, природы.
4.      Работайте всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под «настроением» нужно понимать настрой на работу.
5.      Всегда имейте в запасе игру, занятие, сказку на тот случай, если вдруг придется изменить ход начатого занятия или понадобиться провести его вне плана. Готовьтесь к занятию с «запасом». Лучше пусть останется неиспользованный материал, чем его не хватит.
6.      Будьте с детьми искренними. Они это почувствуют и оценят.
7.      Старайтесь соблюдать «кодекс» справедливости. У маленьких детей обостренное чувство несправедливости.
8.      Учите наизусть детские стихи, особенно веселые. Очень часто возникают ситуации, в которых, просто необходимо процитировать какое – либо стихотворение.

Литература:
1. Денисенкова Н.С. Как организовать окружающую среду. - //Дошкольное воспитание, 2003, №12, с.17.
2. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя.- //Дошкольное воспитание, 1995, №6.
3. Маханёва М.Д.  Влияние среды на формирование и развитие ребенка.- //Дошкольное воспитание, 1992, №2, с.4.
4. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания - //Дошкольное воспитание, 1992, №5-6, с.17.
5. Петровский В.А и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1993.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как добиться от ребенка лучших результатов. Иногда кажется, будто у ребенка раздвоение личности. В детском саду он собирает игрушки,...