Формирование культуры поведения у детей дошкольного
возраста.
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей
остротой встают в наши дни. Человеческое равнодушие, жестокость, безразличие,
глухота сердца и разума все больше процветает в современном мире. Вопросам воспитания основ нравственности,
особенно в последнее время, отводится довольно скромное место.
А между тем, именно в этом возрасте ребёнок наиболее полно,
всей душой воспринимает мир, учится быть человеком. «Ввести ребёнка в сложный
мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания» - писал В.А.Сухомлинский.
Формирование
культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную
область «Социально-коммуникативное развитие».
Благодаря тому что, что дети посещают детский сад, появляется возможность
упражнять в хорошем поведении
многократно, и это способствует выработке привычек. Насыщенная жизнь
воспитанников различными проблемными ситуациями позволяет детям хорошо
усваивать правила этикета.
Определений понятия «культура поведения» существует много. В педагогическом словаре: культура
поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого
общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает: манеры
общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и
поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Люди много лет создавали правила поведения, этикета, цель которых была,
кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувства
меры и красоты в манерах поведения,
в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем
мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит то,
что 200–300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их
граждан наказывали, этот факт доказывает, насколько выполнение выше
перечисленных правил было важным.
В соответствии с ФГОС решение программных
образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности
взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Для достижения данной цели в работе с детьми
должны решаться следующие задачи:
- Освоение детьми нравственных представлений
(нормы и правила поведения в
обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной
жизни, труд людей);
- Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета,
использование в речи соответственных этикетных формул);
• воспитание нравственных качеств (развитие чувства уважения к
старшим доброжелательности, волевых качеств, сдержанности, правдивости,
честности,скромности);
• формирование
культуры речи (четко и ясно произносить слова, понятно для
окружающих излагать свои мысли; не перебивать, внимательно слушать говорящих,
говорить спокойно, без крика, с интонацией; вежливо отвечать на вопросы и
обращаться с просьбой);
• воспитание устойчивых доброжелательных взаимоотношений в
детском коллективе (развитие общительности, воспитание гуманного отношения к
сверстникам, чувства сотрудничества и умения коллективно планировать
деятельность);
• формирование обобщенных
понятий о хорошем поведении.
- Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам,
учебным пособиям, природе и т. д.)
- Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений
сознательно выполнять правила поведения,
подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать
согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели).
- Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие
инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в различных видах
деятельности).
- Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены.
Так же для достижения цели могут
использоваться ряд методов и форм
работы с детьми. Прежде всего, следует уделить особое внимание созданию
пространственно-предметной развивающей среды. Укрепить материальную базу: эстетично оформленная групповая комната, пособия и атрибуты для
сюжетно-ролевых игр, которые отражают специфику современности. Оформить уголок «Правила этикета», в который
поместить дидактические игры по типу «так
можно поступать, а так — нельзя», сюжетные картинки «Хорошо — плохо». Разработать
схемы сервировки стола, сворачивания салфеток, последовательности одевания,
выполнения трудовых операций; оформить альбом
с образцами букетов и икебан для украшения стола. Наполнить детский игровой уголок наборами
бумажных и льняных салфеток, столовой и чайной посуды.
Следует использовать в работе с детьми способы
педагогического воздействия, не только на занятиях, но и в повседневной жизни:
1. Приучение. Предлагается детям определенный
образец поведения,
например, за столом, во время игры, в разговоре с взрослыми или ровесниками. Не
только показывается, но и контролируется точность выполнения того или иного
правила.
2. Упражнение. Многократное повторение того
или иного действия. Например, правильно взять нож или вилку в руки, разрезать кусок
мяса или колбасы. Нужно добиться от ребенка осознания необходимости и
разумности такого использования столовых приборов.
3. Воспитывающие ситуации. Специально
созданные условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, во
время еды пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Пример для подражания. Взрослый является
для ребенка своеобразным образцом, поведение которого
малыш хочет копировать и быть во всем на него похожим. Таким примером могут
быть воспитатели, родители, литературные герои.
5. Словесные методы (рассказ, разъяснение, беседы, поощрение).
Эффективный способ воспитания привычки культурного поведения — это «Советы наоборот». Детям
рассказывается о том, как якобы «надо» себя
вести с точки зрения таких советов наоборот (не чистить зубы по утрам, не
причесываться, перебивать собеседника во время разговора и т. д.), и
предлагается ребятам доказать мне вредность таких советов. Можно, например,
использовать книгу «Вредные советы» Г.
Остера в стихах.
Таким образом, систематическая,
целенаправленная, последовательная работа по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в
повседневной деятельности способствует формированию доброжелательных мотивов поведения дошкольников и
духовного мира ребенка в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий